Дементиевский Иван (dementievskiy) wrote,
Дементиевский Иван
dementievskiy

Перевалы на замке. Часть вторая.

"Наш конюх мертвецки пьян, а кони разбрелись по горам пощипать травки..." На этом эпизоде закончилась первая часть описания путешествия в DolPa.

После двенадцати ночи тучи разошлись, и в 4 утра мы вышли в сторону перевала, это была последняя надежда попасть в верхнее Дол по. Все остальные перевалы оказались в снегу. Рассвет встретили на полпути. Пока фотографировали, два раза сошла лавина.

Когда первые дебаты по поводу сложившейся ситуации с нашими лошадьми поутихли, пара портеров побежали собирать коней, а один местный портер, пошёл в Дунай за заменой (после такой подставы со стороны ослик-мэна, гид сразу решил, что надо найти людей в замену коникам).
Понятное дело, что все эти перетасовки - минимум на несколько часов, а время уже за полдень. Расположившись в тени на скамеечке, только тогда я понял, насколько же сильно устал, не замечая этого состояния в гонке последних дней. Думаю, что состояние остальных ребят было не так уж далеко от того, что, испытывал я.
Вторая мысль была такого плана - какой то там ослик-мэн, лежит себе, в нирване беспамятстве, и релаксирует, а мы чем хуже ? А мы тем временем по горам скачем...
В общем, мы пошли в деревенский магазин за пивом. Угостили пивом оставшихся с нами портеров и потом продолжили с одним портером, несчётное количество раз повторяя очень популярный в тот вечер тост - "за Непал!".
К тому времени уже стало понятно, что мы никуда сегодня не пойдём, дай бог всех собрать к вечеру.

будди, наш бессменый повар и рядом с ним новые портеры, нанятые взамен коников. Пришлось по новой всё перекладывать/перепаковывать. К вопросу о еде - вот этим всем мы и питались в походе. Докупая рис, картоху, фасоль у местных, у кого она была.

Утром в нашем лагере появился ослик-мэн. Уже выглядит нормально, слегка помят, но в целом бодрячёк. Мне показалось, что он не сильно расстроился, узнав, что может со своими лошадьми уходить, и вскоре я понял почему. А пока мы бодро собираем вещи, закидываем рюкзаки на спины и бегом вперёд. Через пару часов ходьбы мы застряли на пропускном пункте в заповедник, где даже пришлось покушать. Я не знаю, отчего они там так долго оформляли нас, но если бы были ещё какие то туристы - наверно очередь создалась бы хорошая. Встретился одинокий швейцарец. Он дошёл до священного озера и обратно. Рассказал, что недавно в горах за озером, (куда мне предстояло пойти уже одному), недавно сошла лавина и несколько яков унесла с собой. Рассказал, что снега ещё порядком, и эти новости не понравились ни мне ни нашему гиду. Но мы идём...

По дороге к озеру встречаем огромное количество караванов. В основном они поднимают наверх рис. Это гуманитарная помощь. Много помощи приходит от японцев. Эти районы пытаются активно развивать школы, медицинские учреждения, но пока места ещё слишком дики и необжитые.

Дорога наверх идёт как обычно, по ущелью. Многие деревни ещё совсем не жилые, хотя если сравнить с тем что мы уже видели наверху в До Тарапе, тут благодать. Зелёная трава, растут деревья с фруктами. Но, в общем то понятно, ещё недавно тут был снег. Но и перевалов тут нет, скоро дорогу проведут к этим местам.
Встречаем человека из королевства Бутан, он приехал в этот регион с целью учить детей и взрослых. По вечерам я видел часто, как дети делают уроки. Непальцы вкладывают в это очень много усилий, понимая, что тогда у детей будет в будущем больше шансов.

В дворе одного дома, где мы разбили свой лагерь. Первые пять минут мы были главным объектом внимания, но потом родители отправили детей за "скамью".

Указатель, который был на развилке, в самом начале пути, говорит, что до озера идти всего ничего. Но наверно, это для легких на ходьбу непальцев. Мы тратим на переходы значительно больше времени. Второй день мы стояли у какого то монастыря, и тибетского госпиталя. Пришли мы в это место уже когда начало темнеть. Гид сказал, что завтра мы увидим священное озеро. И спасибо ему, не сказал, какой жёсткий подъём будет завтра сразу с утра.
Организм ещё не успел толком проснуться - расходиться, а плавный подъём вскоре превращается в серпантин по отвесным скалам. Я было, взял хороший темп, не отставая от впереди идущего портера, но на серпантине, тот мгновенно ушёл в точку, вскоре скрывшись за горами. Оглянулся назад - наша группа растянулась в длинную цепочку. Где - то среди камней виднелись мелкие фигурки.

Вот из этого ущелья, справа, начиналась наша дорога. Глядя на эту картину сверху, я думал, ох, я это сделал, мне уже не надо этот кусок идти. Потом я поворачивался вперёд, и уже с лёгким матерком думаю о том, сколько же мне ещё подниматься вверх. Самая засада, это то, что вроде бы не так много, на вид, подниматься, но добираясь до того места, где я думаю, что вот уже всё, финиш, открывается вид на новую высоту.

Но наш мир устроен так, что всё в нём имеет начало и конец. Да, подъём был не лёгкий, но и он закончился. Пока я поднимался, у меня открылось не одно дыхание. Но остался позади перевал, и даже начался спуск небольшой. А за ним деревня.

В тени Гималаев. Я помню карту и понимаю, что это RINGMOGAON, других тут деревень быть не может. А за ней, если верить карте, находится озеро. Деревня довольно большая, много домов. И почти все заколочены. Я видел двух или трёх жителей.

Пока я снимаю в деревне, портеры и оператор Дима уходят вперёд, и я слышу как он кричит - «Ваня, оноооо...» И вскоре я сам вижу озеро. Это невозможно передать словами. Многие дни мы шли среди серых, жёлтых, чёрных гор, ветер, песок, пыль, и тут вдруг такой неожиданный синий с бирюзой колор. Такие озёра и моря наверно есть в Турции или Испании, и люди там купаются, но после всего того, что мы испытали, это было что - то невероятное.
Конечно же, первым делом я схватился за фотоаппарат. Потом естественно пошёл к воде. И насколько озеро было красивым, настолько оно было ледяным. Но я себе дал слово, искупаться в этом священном озере во, чтобы то ни стало. В конце концов, солнце в зените, и я быстро согреюсь. Меня с этой затеей, поддержал Дима и мы стали морально готовиться, у нас было немного пива и одна бутылочка с местным виски. Он предназначался для протирки и дезинфекции, но по такому случаю, пошёл внутрь.

Шэйпоксундо. На картах это озеро называют по другому. Местные говорят Шэйпоксундо. Справа, у обрыва, обосновался боновский монастырь, дорога к которому петляет по шикарному еловому лесу. Изредка встречаются чортены, а у самого монастыря их огромное количество

С криками и уханьем, но я запрыгнул в озеро. Увы, там дно неудобное для медленного захода, да я и не смог бы медленно. Дима тоже окунулся, и теперь, просветлённые в водах этого озера, мы сидели на берегу под впечатлением. Как я уже замечал недавно, красота тут такая, что крыша всё же поехала. Мы грелись на солнце и немного расслабились. И не смогли проконтролировать момент, когда надо было одеваться. С воды дул прохладный ветер и казалось, что солнце не так уж сильно жарит. Как же мы ошибались. Хорошо, что наученный опытом, я всё же довольно быстро оделся, иначе всё бы кончилось очень плачевно.
После похода в монастырь, я ещё побродил по пустой деревне, и уже к вечеру стал понимать, что - то с плечами не то. А уже в лагере меня осенило - мы же сгорели! Начало знобить ну и все сопутствующие симптомы налицо. Конечно, теперь уже было поздно чем-либо мазать спину. Надо было много пить. И я много пил. А утром понял, что надеть рюкзак на такую спину я не смогу. Это была новая засада. В этот день ребята уходили вниз. Дима шёл налегке, и это его спасло, плечи не испытывали нагрузки. Я же поразмыслив, решил день стоять на озере. Поговорив с гидом, мы пришли к выводу, что это даже хорошо, ребята сделают передышку, я смогу зарядить все аккумуляторы какие надо (к этому времени у меня уже почти сели на пятёрке аккумуляторы и на спутниковом телефоне). И у меня был шанс, что завтра будет полегче с моими плечами. Наивный.

Утром следующего дня я понял, что мне легче не стало, а идти надо. Пришлось под термобельё прокладывать майку, и на неё только потом одевать рюкзак. Если не шевелить плечами, то вполне сносно. И мы тронулись в путь.

К вопросу о еде. Всем кто ездил в Непал известно про страшный и ужасный ДАЛБАТ. По идее, я должен был чуть ли не ежедневно им питаться, но стараниями нашего кука, я питался намного разнообразнее.

Утренние блины. А вообще, повар просёк фишку что я люблю картоху и фасоль. Но не ежедневно же! А ребята всё это время ели рис. На 6-рых человек в день уходило не меньше 2 ух килограмм (вспомним нормальную раскладку какого нибудь похода и сравним... да?)

Верхний DOLPA (на этом озере, примерно посередине, проходит граница между нижним и верхним DolPa)

Тропинка очень узкая. Местами обрывы. Но было ещё нечего, хотя я уже тут подумал, а смогли бы пройти лошади? Дул ужасный ветер. Холодный. И очень жаркое солнце. Но красота была неописуемая. Много времени я потратил на съёмку, да и идти мог не быстро. Снова подъём и болят плечи.

Но самая неприятность ждала нас впереди. Мы довольно быстро поднялись на очередной перевал. Озеро начало забирать влево (а мы шли по его краю) и начались участки теневых склонов. Очень повезло, что этот район лесистый, и если с такого склона полететь, то полёт может быть не таким долгим и до воды не докатишься.
Под ногами, под небольшим слоем грязи был самый настоящий лёд. Однажды я встал так неудачно, что не мог ни назад, ни вперёд двинуться. Только с помощью гида сумел выбраться. А у меня трекинговые ботинки. В этих условиях они мне не давали никакого преимущества. Во влажном снегу ноги промокли, а на таком льду, они скользили точно так же как ребята в своих кедах.

Я решил запечатлеть этот процесс и потом долго об этом жалел, в одной руке фотоаппарат, в другой штатив, и невозможно схватиться за деревья, что бы была опора. Было несколько моментов, когда я чуть не уехал, пришлось активно балансировать, а это значит активно махать руками, а у меня на плечах рюкзак и плечи горят. Это были незабываемые впечатления. Но виноват сам, сам и расхлёбываю. Зато теперь не понаслышке понимаю, о чём идёт речь, когда говорят "гореть в огне"

И таких вот отрезков было около десяти. На каждый отрезок приходилось тратить от двадцати до сорока минут. Шли очень осторожно, по одному и друг друга по возможности подстраховывая. И если первый проходил, где - то ещё по более- менее свежему снегу и сцепление у него было, то мне как замыкающему, доставалась разбитая колея. Но у меня были ботинки. Это было справедливо.
И когда кончился последний такой переход, солнце уже клонилось к горизонту, а справа всё так же сверкало гладью священное озеро. Мы даже не смогли от него оторваться! Я кое как избавился от рюкзака. Снимать его, и одевать было тоже приключением, и решил обсудить наш дальнейший план. Мы уже конкретно выбились из графика. Ещё, как выяснилось, гид, не знал этой местности. И тут я ещё раз вспомнил добрым словом нашего алкаша - ослик-мэна. Благодаря ему, мы наняли портера, который бывал в этих местах!
Я уж не говорю о том, что кони не смогли бы пройти по таким ледяным тропам, которые мы только что преодолели, и их в любом случае пришлось бы спускать вниз.
А это ещё минус четыре дня нашего времени.

Непалец в зелёной шапке и есть наша палочка выручалочка, он знает тут каждый куст.

Начались долгие дебаты, мы смотрели карту, писали и снова переписывали план по дням. Длилось это всё не меньше двух часов. Но в итоге, ребята успокоились и начали меня уверять что бы я не делал озабоченное лицо - прорвёмся. Ну да, где наша не пропадала, думал я, прикидывая, станет ли мне легче завтра?

Утро следующего дня было шикарнейшим. После неимоверно сильного ветра, полный штиль. Боги смилостивились над нами и отпускали в дальнейший путь!

Другая сторона священного озера. Это и в прямом и переносном смысле, кто не понял.

И мы вышли в путь. Слава богу, сегодня уже легче моим плечам. Мы идём по руслу реки, справа и слева нас окружают горы. Через минут тридцать справа от нас сходит первая лавина. Все остановились и долго смотрели на горы... В атмосфере витает тревога...
В который раз говорю себе, что надо быть предельно внимательным и аккуратным.

Мы выдвигаемся...

Мой оруженосец. Мне показалось, ему досталось больше всех работы. И забегая вперёд, я потом узнал, когда мы улетали, что он пойдёт ещё с двумя группами в Дол По. Совсем нелёгкая работа, но этот непалец из всех, был самым весёлым, и это именно он потом танцевал :)

Переправа вручную. Мост уже давно снесло. Снимаем ботинки и вперёд. Благо не глубоко и недалеко идти. Ноги не успевает свести судорогой, не вода а лёд.

Ещё день мы потратили на дорогу по этому руслу, и начали подъём. Снова высоты 4000-4300. Но погода пока нас балует. В один из дней мы встали лагерем в небольшом лесочке. По плану, на следующий день мы должны были подойти под перевал на высоту 4900-5000 и уже через день быть в закрытой долине верхнего Долпа. Где то в обеденное время сверху спускались трое крестьян, конечно же, разговорились, и они стали просить нас не идти перевалом. Он закрыт, снегу по пояс. Я снова наблюдал горячие дебаты, и вскоре стало ясно, или искать обходной путь или вообще поворачивать обратно.

Гости в нашем лагере. Они принесли не самые хорошие новости, но было бы хуже, если бы мы узнали о том что перевал закрыт уже на самом перевале. Так мы сэкономили два дня.

Я конечно долго вертел карту, но меня успокоили - она весьма и весьма неточная :) Где ты её взял - спросил гид, я ему ответил - твой босс мне её дал. Все дружно заржали. Поскольку самый опытный, наш новый портер, ему поручают отправляться на поиски. Я настоял, что бы с ним отправили второго. Это вопрос безопасности. Все остальные залегли спать, а я засел описывать наши приключения.
Время шло. Я, конечно, понимаю, что разведка не дело одного часа, но вот уже и ужин прошёл, уже стало темнеть... Вижу, что все остальные тоже уже стали нервничать. Скоро стемнеет, а ночью в таких горах идти очень опасно. Да ещё по весне снежный барс голодный, может напасть.
Вскоре гид принимает решение выйти навстречу, берёт ещё одного портера и они уходят. Я говорю повару, ты то не уходи только! А сам прикидываю, что в принципе, дорогу обратно я знаю и к людям выйти за три-четыре дня смогу.
И уже когда совсем стало темно, мы услышали вдали какие то звуки. Вскоре стало понятно, что ребята нашлись. Они принесли заодно дров и очень хорошие новости - есть обходной путь, через другой пятитысячный перевал.
Утром нам пришлось какое то время идти обратно вниз, и потом, резко свернув с тропы, начинать подъём. Подъём был очень резким, и идти было крайне тяжело. На снегу мы нашли следы барса... Я тогда подумал, что хорошо что мы его не встретили и постарался всё время быть рядом с кем то.

Вот по этому ущелью мы карабкались наверх.

Когда ущелье стало расширяться, и мы вышли на ледник, стало значительно светлее. Даже дышалось как - то легче. Выбравшись из этого узкого горлышка, решили встать перекусить.

Я никогда раньше не пользовался такими пароварками. Процесс выглядит удобным, но видимо там тоже не всё так просто. В какой то момент она наверно забилась и внутри создалось давление, потом из этой кастрюли начала выплёскиваться еда, под давлением и было ощущение, что сейчас жахнет. Всех моментально как ветром сдуло, я успел кадрик сделать и тоже отодвинулся подальше.

Пока мы ели, погода на глазах начинает портиться. Ох блиин...
Доходим до места стоянки, уже было недалеко, и быстро ставим лагерь. На глазах темнеет.
А через полчаса начинается снег. Поскольку в ледяной палатке мне делать абсолютно нечего, я исследую ближайшие окрестности. Забрался метров на сто над лагерем - этой дорогой нам вскоре идти к перевалу.
С высоты, я разглядел внизу маленькие точки - оказалось, что в нашу сторону идут люди! Это были заплутавшие французы. Причём с ними только один гид. Портеры где то потерялись. Наш повар выдал им горячего чаю/супа и те забились вчетвером в двухместную палатку нашего гида.

Вид на наш лагерь сверху. Погода шепчет и шепчет.

Уже в ночи к нам подтянулись портеры. Измученные в хлам, они уже еле-еле переставляли ноги. Но смогли донести и груз и себя. Французы ликовали!
Я договариваюсь с гидом так. Если ночью устанавливается хорошая погода, то в 4 утра я вместе с одним портером, выходим из лагеря. Я хотел по пути поснимать. Но зная, что это может затянуться, мне нужно было больше времени. А перевал надо перейти в первой половине дня, если это вообще возможно, поскольку дальнейший спуск будет долгим, да и погода после 12 ти как правило становиться скверной в этих местах.
Гиду всё это не нравится, но сказать мне «нет», он не может. Но я и сам понимаю, что лишний раз лезть на рожён не стоит и если где то что то не так - я отступлю.
Долго ворочаюсь в спальнике, мысли не дают покоя. А снег с ветром вовсю гуляют по нашему лагерю.
Где - то в 12 ть я выходил из палатки, на небе перемигиваются звёзды, и у нас появился реальный шанс уже к вечеру быть в долине.
В 4 утра меня будит Ганеш, наш портер, со словами - всё окей, он даёт мне чашку с чаем. Я не долго собираюсь, поскольку спал во всей одежде. Быстро упаковываю рюкзак, и мы выдвигаемся наверх. Позади в предрассветной мгле быстро теряются наши палатки, но об этом уже некогда думать, перед глазами снова замелькали склоны...

Прошло где- то около часа, прежде чем я остановился для съёмки. Пока мы шли, было вполне нормально, но как только встали, холодный ветер вмиг выдул всё тепло. Я отдал Ганешу один джампер, его уже начало колотить на морозе. За этой суетой я чуть не пропустил самое главное... Смотрите первую фотографию этого поста :)))

PS
Общая Фотография на память, вечером, перед ещё одной попыткой взять перевал. Это наш последний шанс прорваться в долину!

А через два часа мы должны быть на перевале, если повезёт…
Продолжение будет.
Иван Дементиевский 2010 DolPa, Nepal
Tags: буддизм, гималаи, долпа, непал, религия бон, экспедиции
promo dementievskiy october 13, 2017 14:52 15
Пока есть недорогие билеты (22 тысячи у аэрофлота) на полуостров, самое время решится и забронировать место в этом путешествии. Потом билеты будут стоить за 40 тысяч. Вылет из Москвы 1 августа Вылет из Петропавловска Камчатского 12 августа Цена 90 000 рублей. Приготовьте свои фотоаппараты и…